Имеются ли элементы сектанства на этом пути Дорогой Жан, Меня зовут Кристиан Опитц, я ученый-нейроспециалист и психотерапевт, и на протяжении последних 15 лет я исследую феномен сознания с научной точки зрения. Одной из областей моего исследования является установление различий между истинным просветлением и патологическими переживаниями, которые могут маскироваться под переживания мистических состояний. Я также работаю в качестве терапевта с людьми, желающими освободиться от зависимостей, в том числе с весьма многочисленными жертвами культов, проходящими процесс реабилитации. Я знаю насколько деструктивным для человека может быть тот или иной культ и потому с сочувственным пониманием отношусь ко всем, кого страшат культы. Я внимательно следил за появлявшейся на вашем сайте критикой Бхагавана и Фонда “Золотой Век” и хотел бы предложить вам свою человеческую и профессиональную точку зрения на этот вопрос. Впервые я познакомился с этим движением в августе 2004 года. И хотя у меня был весьма хороший опыт после получения первых дикш, я испытывал очень большой скепсис в отношении движения в целом, поскольку некоторые из его аспектов казались мне явно незрелыми. И я очень ясно и определенно высказал эту свою критику, сначала Фредди Нильсену, самому опытному из западных дикшедавателей, затем Киаре и его жене Грейс, затем своему ведущему на 21-дневном процессе в Индии и, наконец, самому Бхагавану во время личной встречи. И все эти люди без исключения согласились с обоснованностью моих замечаний, ни один из них даже намеком не указал мне на то, что я неправ. Сам Бхагаван с полными открытостью и вниманием выслушал все, что я сказал, и в ряд вещей, которые я подверг критике, были тотчас внесены коррективы. Такого не происходит внутри культа. Для любого культа характерна четкая система поощрений и наказаний, в зависимости от уровня согласия человека с гуру или учением. Все, что не является выражением полнейшего согласия, рассматривается в ситуации культа как проявление враждебности или низкой осознанности. И во время моего собственного 21-дневного процесса, и что касается процессов, где принимали участие многие из моих друзей (около половины из них - психотерапевты с огромным опытом), я обнаружил, что ведущие относятся ко мне и к другим с глубоким уважением вне зависимости от состояния нашего ума. Мне ни разу не было сказано, что мои сомнения являются признаком чего-то дурного или ошибочного, и абсолютно все, что я переживал, включая ярость в адрес Бхагавана, находило безраздельную любовь и поддержку. Подите спросите любого бывшего приверженца культа что бывает, если усомнишься в гуру или разозлишься на него - все, что я испытал в движении “Золотой Век” не имело ничего общего с атмосферой культа. Что же касается мнения, будто дикша есть только разновидность гипноза, не дающая никакого реального эффекта, то я могу вас уверить, что мои научные исследования показывают, что дикша абсолютно реальна. Во время гипнотически наведенного мистического переживания в височных долях возникает возбуждение хаотического характера, ведущее к дезориентации и путанице в восприятии, что зачастую ошибочно интерпретируется как расширение сознания. При попытках мозга восстановить нормальный режим работы возникают галлюцинации, принимаемые за мистические видения. Это напоминает эпилепсию височной доли и может с течением времени причинить человеку огромный психологический вред. Дикша не оказывает никакого обнаружимого воздействия на височные доли, но при этом заметно снижает активность теменных долей. Этот эффект был задокументирован ведущими исследователями, такими как доктор Эндрю Ньюберг, в качестве схемы мозговой активности при истинных состояниях расширенного сознания. Дикша также повышает активность септум пеллуцидум (прозрачной перегородки) и левой височной доли. Оба эти эффекта известны в нейрологии как связанные с ощущениями повышенного благополучия и счастья и обнаруживаются у людей, длительное время занимающихся медитацией. Таких эффектов невозможно достичь посредством гипноза или какого-либо рода внушения. Я лично получил исцеление врожденного порока своего физического сердца после дикши, полученной от Фредди Нильсена. И я точно не был в состоянии внушения, когда это произошло, не говоря уже о том, что исцеление генетических нарушений лежит далеко за границами возможностей плацебо-эффектов. На одном из моих недавних семинаров с дачей дикши один из участников, регулярно выкуривавший до того по 40-50 сигарет в сутки, за два дня совершенно избавился от желания курить. Он не верил, что такое когда-либо может произойти и в начале семинара имел глубокие сомнения по поводу действенности дикши. И уже на протяжении двух последних месяцев у него нет никакой потребности в сигаретах. Любой, кто имеет опыт избавления от зависимости, знает, что такого невозможно добиться путем простого плацебо - это достижимо лишь через внушение отвращения в глубоком трансе, и от применения подобных методов я стараюсь держаться как можно дальше. Мои изыскания свидетельствуют, что дикша несомненно оказывает воздействие на работу мозга. И я даже советую людям, получающим дикшу, сомневаться на полную катушку, поскольку дикша, кажется, работает лучше всего, когда мы честно признаем, то, что в нас происходит. Любой, у кого в мозгу есть хоть пять работающих клеток, усомнится по поводу тех заявлений, которые делаются относительно дикши, они просто слишком невероятны. В течение всего своего процесса, длившегося восемь месяцев, я сомневался во всем, и происходили буквально чудеса. Те эффекты дикши, которые поддаются наблюдению, вполне согласуются с самыми передовыми моделями современной физики, такими как Глобальное шкалирование, волны-слепки, крест первичного числа Петера Плихты, теория единого поля Хайма и др. И любому выдвигающему предположение, что дикша является просто гипнозом без какого-либо реального эффекта, я хотел бы задать следующий вопрос: а на какую научную базу и на какой опыт вы опираетесь, делая такие заявления? И при всем том движение “Золотой Век” имеет свои недостатки, и я еще не встречал ни одного западного дикшедавателя, который бы отрицал это. Однако недостатки движения не означают, что оно представляет собою культ; такое происходит только когда существующие недостатки подаются и обыгрываются так, что это наносит людям эмоциональный и духовных вред. Ничего подобного я здесь не вижу, а после того, как помог множеству своих клиентов реабилитироваться после негативного опыта участия в том или ином культе, я, естественно, очень чуток к таким вещам. Для культа обязательно характерна система парадигматического и методологического франчайзинга, когда всем представителям культа дается свыше указание и одновременно право учить на своих курсах строго одному и тому же, говорить одним и тем же языком и представлять только то, что несет специфику учения данного культа. Я присутствовал на мероприятия, проводившихся разными дикшедавателями, и все они действительно совершенно разные. Некоторые включают в свои занятия элементы психотерапии, некоторые - то, чему научились в различных духовных традициях. Сам я даю дикшу вместе с практиками природного осознания из традиции американских индейцев и те формы работы с эмоциями, которые лично считаю предпочтительными по сравнению с теми, что используются Фондом “Золотой Век”. Если бы я был апологетом культа с “промытыми мозгами”, я бы, конечно, не стал публично заявлять, что предпочитаю методы отличные от тех, которые предлагает для эмоционального исцеления Фонд “Золотой Век”. И никто не говорил мне, что можно и чего нельзя делать во время мероприятия с дачей дикши. Это не система франчайзинга, никто не осуществляет никакого контроля ни надо мной ни над одним из тех дикшедавателей, с которыми я знаком лично. Такое положение, конечно, тоже не является идеальным, поскольку ничто не мешает нам проявлять собственные недостатки во всей красе. Но это решительно анти-культово. Я отнюдь не придерживаюсь взгляда, что дикша есть единственное или единственное по-настоящему действенное орудие трансформации людей, и я не знаю ни одного дикшедавателя, который так полагает. Я, например, был и являюсь последователем ряда путей, отличных от учения Бхагавана - включая практики шаманов и следопытов американских индейцев, ци-гун и различные формы глубокой психологии. И от ведущих из движения “Золотой Век” и от Бхагавана я получал только поддержку и одобрение моих поисков в направлении объединения дикши с другими способами трансформации человеческого сознания. Некоторые из моих друзей, психотерапевты с более чем 20-летним опытом работы, применяют дикшу в органичном сочетании с собственными методами психотерапии и получают очень впечатляющие результаты. В атмосфере культа нет места такому открытому поиску, ибо в основе всякого культа лежит страх, и потому приверженцы и проповедники культов изо всех сил стремятся избежать диссонанса, который становится очевиден любому пытливому уму - диссонанса между самопровозглашенным превосходством в плане владения истиной и той реальностью, что трансформации людей способствует множество самых разных вещей. Я не заметил и тени страха или неуверенности среди лидеров движения “Золотой Век”, когда оказывалось, что люди делали выбор в пользу собственных представлений или полагались на внутреннее чутье, даже если это означало несогласие с чем-то из учения Бхагавана. И я искренне сожалею, если кто-то обрел негативный опыт, встретившись с движением “Золотой Век” или не получил от дикши тех результатов, которые так надеялся получить. И это очень болезненный момент. В ситуации культа людей, на которых учение не оказывает видимого действия, всегда обвиняют в наличие какого-то сопротивления, в том, что они недостаточно “сдались” и т. п. И этой ошибки нам нужно избежать любой ценой, поскольку это непорядочно и не отвечает духу единства. Правда такова, что дикша прекрасно работает для большинства людей, и почти или совсем не работает для некоторых, и никто в действительности не знает почему это так. А так может быть просто-напросто потому, что она не является универсальным и верным орудием для всех, и никогда нельзя винить кого бы-то ни было за отсутствие грандиозных результатов после дикши. И если с кем-то случилось именно так, то я приношу свои искренние извинения. Поиск виновных может пойти и в противоположном направлении - человек, ожидания которого относительно получения тех или иных переживаний или опытов не сбылись, может начать обвинять движение “Золотой Век”. И это может происходить как от глубокой неисцеленной эмоциональной травмы, так и в силу самой настоящей культовой зависимости от гуру или от группы. Движение “Золотой Век” пытается лишь освободить людей от страдания, и в общем и целом, с великолепными результатами. Оно не совершенно, в нем есть свои нарастающие трудности, оно учится методом проб и ошибок - чего и можно было ожидать в случае предприятия такого размера и размаха. Но называть группу людей, имеющих самые лучшие намеренья, культом за то, что чьи-то ожидания не увенчались результатом, означает перекладывать ответственность за свою жизнь на других, - точно так, как это происходит при формировании механизма культовой зависимости. Выдавать собственное мнение о движении за неопровержимую истину, несмотря на то, что тысячи других людей имеют совершенно противоположный опыт, как раз и является стереотипом поведения, характерным для глав культов, лишенных той открытости, которая позволяет признавать и допускать инакомыслие. Сводить опыт всех тех, кто получил глубокие позитивные переживания благодаря движению “Золотой Век”, к банальному эффекту гипноза просто потому, что тот, кто так поступает, сам не получил этого положительного опыта, означает демонстрировать образчик того самого отрицания, характерного для руководителей и приверженцев культов перед лицом явного противоречия. Если вы действительно открытый человек и не желаете представлять собственное мнение в качестве неоспоримой истины, как поступают во всех культах, то я прошу вас рассмотреть ситуацию под предлагаемым здесь углом зрения. С наилучшими пожеланиями всем, Кристиан Опитц.
|